Противодействие коррупции

Информационно-разъяснительный материал по вопросам противодействия

коррупции

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ТРЕБУЕТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫХ

ИНСТИТУТОВ, ГРАЖДАН

 

Как известно, в последние годы были приняты ключевые решения и нормативно правовые акты по формированию организационно-правовых основ системного противодействия коррупции в Российской Федерации. Главным документом является Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 июля 2008 года №273-ФЗ « О противодействии коррупции».

 Указанными нормативными правовыми актами введен ряд новых институтов, таких как, устранение конфликта интересов, контроль за доходами государственных и муниципальных служащих, проверка доставляемых ими сведений ( в том числе путем оперативно- розыскных мероприятий) о наличии имущества на праве собственности и финансовых обязательствах и другие. Новым институтом для российской правовой системы стала и антикоррупционная экспертиза, осуществление которой на системной основе предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели. О существовании коррупции в различных странах известно давно. Разница лишь в том, в каком объеме и качестве она проявляется, является ли сопутствующим явлением или главным координатором экономической деятельности.

 К числу антикоррупционных мер можно отнести следующие:

 -максимальное сокращение (по крайней мере, на низовом уровне) объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего, ограничение его компетенции формализованными и четко регулируемыми "регистрационными" функциями; иначе говоря - ограничение власти и произвола бюрократии;

- резкое сокращение прав государственных служащих по "регулированию" экономики, образования, науки и т.п.; иначе говоря - повышение независимости бизнеса и граждан;

 - формирование гражданского общества;

- сокращение (а не расширение!) "запретительной" нормативной базы - чем больше запретов, тем больше возможностей обойти их с помощью подкупа;

 - резкое количественное сокращение управленческого аппарата, особенно с параллельными функциями;

 - обеспечение реальной ответственности государственных служащих за нарушение сроков разрешения подведомственных вопросов;

 - существенное повышение оплаты труда государственных служащих и одновременно - требовательности к ним (при значительном сокращении числа служащих это не вызовет чрезмерного увеличения расходов);

 - проведение политики повышения доходов граждан за счет перераспределения сверхприбыли в отрасли, где оплата труда недалека от уровня бедности;

 - обеспечение реальной ответственности государственных служащих за правонарушения и преступления по службе; это тот случай, где неотвратимость санкций неизмеримо важнее их строгости; - обеспечение независимости и повышение престижа суда (судей);

 - максимальная прозрачность деятельности государственных служащих для общественности, населения, средств массовой информации;

 - наличие реальной, а не декларативной политической воли по осуществлению этих и других мер. Среди предусмотренных мер в рамках Национального плана противодействию коррупции в Российской Федерации можно выделить такие, как: устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение оплаты труда и соцгарантий государственным и муниципальным служащим (далее - госслужащие); создание механизмов общественного контроля за работой органов власти; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к госслужащим и др.

Теперь госслужащий должен сообщать своему работодателю, в прокуратуру или в иные госорганы обо всех случаях склонения его к получению взятки. Кроме того, госслужащих обязали декларировать не только свои доходы и имущество (при этом перечень декларируемых доходов и имущества расширен), но и доходы и имущество своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Госслужащие, владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов должны передать их в доверительное управление.

 

ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ

В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие «служащие» довольствовались только фиксированным «жалованием». Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В это время в римском праве появился специальный термин «согпдтрхге», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

Там, где власть центрального правительства была слабой (например, в Европе в эпоху раннего средневековья), использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Так, в средневековой России «кормления» воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей, наряду с жалованием из казны или получением поместий. "Откормленные" воеводы, возвращаясь в столицу - Москву, везли с собой накопленное добро, "подарки", "излишки" которых изымались еще при въезде в "златоглавую" в пользу казны... Так возникала круговая порука взяточников провинциальных и столичных. Кормление было официально отменено в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго, фактически - до сих пор. Чем иначе можно объяснить размер заработной платы - нередко ниже прожиточного минимума, установленный в современной России сотрудникам милиции, таможенной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.? Не было недостатка в моральном и государевом осуждении взяточничества (в XIII в. митрополит Кирилл, затем цари Иван III, Иван IV Грозный, при котором состоялась первая известная казнь за взятку), но - "Коррупция хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов".

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж 19 и 20 вв. С одной стороны, начался новый подъем мер государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой, рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» - уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно, в странах Западной Европы после Второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как источник личных доходов. Так, в Японии и в наши дни политические деятели, помогающие частным корпорациям получать выгодные контракты, рассчитывают на получение процента от сделки. В это же время начала расти самостоятельность внутрифирменных служащих, которые также имеют возможности злоупотреблять своим положением. Во 2-ой половине 20 в., после появления большого числа политически самостоятельных стран «третьего мира», их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системной коррупции. Дело в том, что на «восточные» традиции личных отношений между начальником и просителями здесь наложились огромные бесконтрольные возможности, связанные с государственным регулированием многих сфер жизни. Например, президент Индонезии Сухарто был известен как «Мистер 10 процентов», поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку президенту и членам его семейного клана. Типичной была коррупция «снизу вверх», когда начальник мог свалить всю вину на нижестоящих, но встречалась и коррупция «сверху вниз», когда коррумпирован- Рейтинг учитывает уровень коррупции в государственном секторе. Коррупцией в данном случае считается «использование служебного положения в целях личного обогащения».

 

История коррупции в России

Коррупция в России становится массовым, тотальным злом к XVIII в. Петр I был потрясен ее масштабами. Он пытался с ней бороться привычными репрессивными мерами вплоть до смертной казни (Указы 23 августа 1713 г., 24 декабря 1714 г., 5 февраля 1724 г.). Были казнены за взяточничество сибирский губернатор князь Матвей Гагарин, оберфискал (Главный прокурор) Алексей Нестеров и др. Но все было тщетно (напомним, что ближайший сподвижник Петра - князь А. Меньшиков был и крупнейшим коррупционером...). Безмерная коррупция царствовала в стране и при наследниках Петра - Екатерине I, Елизавете, Екатерине II и др. К XX в. в России "взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни".

Прошли века, менялся общественно-политический строй, но коррупция в России оставалась бессмертной. Так, коррупция поселилась в Советах еще до прихода их к власти. Она пронзила структуры советской власти с первых же минут ее реального владычества. И советское государство с первых дней своего существования предпринимало попытки жесточайшими мерами, включая смертную казнь, бороться со взяточничеством и столь же тщетно. К 70-м годам XX в. советская номенклатура и бюрократия вплоть до руководителей государства и Коммунистической партии были тотально развращены и коррумпированы (достаточно вспомнить "хлопковые", "фруктовые", "рыбные", они же - "узбекские", "казахские", "молдавские", "московские", "одесские" и прочие дела и процессы, отразившие лишь видимую, поверхностную часть явления).

Современная российская реальность

Коррупция существует во всех современных государствах. Другой вопрос — масштабы коррупции. По данным международной организации Тгапзрагепсу Шегпайопа!, последние годы Россия прочно входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира наряду с некоторыми государствами бывшего СССР, Пакистаном, Танзанией, Индонезией и Нигерией. Наименее коррумпированные страны - Дания, Финляндия, Швеция, Канада, Новая Зеландия.

 В прошлом году в России за получение взяток было осуждено 1 тыс. 300 человек. Большая часть мздоимцев поплатилась за то, что положила в карман не более 2-3 тыс. руб. В то же время, по оценкам экспертов, средняя коммерческая взятка в стране исчисляется сотнями тысяч долларов. Специалисты полагают: кризис, хотя и не умерит чиновничьих аппетитов, но заставит государственных служащих действовать в соответствии с конъюнктурой рынка. Одни считают, что общий объем коррупционного рынка будет снижаться пропорционально общему объему денежной массы в стране. Другие - что нашего чиновника никакой кризис не остановит. Пример. Заведено уголовное дело в отношении врача-терапевта из Саратова. Женщина взяла 1 тыс. руб. за незаконное оформление больничного листа. После получения денег она сразу была задержана. Таких сообщений после объявления антикоррупционной кампании стало явно больше. Тогда как число доведенных до суда крупных дел можно пересчитать по пальцам.

Между тем небывалый уровень коррупции подтверждается даже официальными источниками. Так, по оценкам, начальника главного управления процессуального контроля Следственного комитета Василия Пискарева, если сложить все взятки, которые берут наши чиновники и должностные лица за целый год, то получится астрономическая сумма, равная почти трети годового бюджета России.

Определенные надежды эксперты возлагают на то, что ситуацию может поправить действующий антикоррупционный план Президента. Зато испортить ее, как ни странно, могут правительственные меры, направленные на борьбу с кризисом. Некоторым аналитикам бесконтрольное выделение огромных средств на оздоровление финансового сектора уже напомнило транши России со стороны международных финансовых институтов в 90-е годы. Миллиарды долларов, выделенных тогда стране, практически никто не контролировал, и сколько пошло на развитие экономики, а сколько осело в карманах предприимчивых чиновников, так никто и не узнал. По мнению аналитиков принятые срочные меры по спасению экономики, помноженные на единоличность принятия решения, наводят на мысль, что все делается непрозрачно и неправильно. «К тому же у чиновников сейчас возможностей делать все скрытно больше, чем даже в 90-е годы», - подчеркивают эксперты. Член комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева полагает, что само по себе вбрасывание государственных денег в экономику, если оно идет через бюджет, не приводит к коррупции. «Но все механизмы, которые выбраны сегодня, чрезвычайно коррупциоемкие, - сообщила «НИ» депутат. - Огромная сумма, размер которой уже составляет 7 трлн. руб., выделяется в основном не через бюджет, а через государственные банки. Очень много выделяется через госгарантии и без залога. А это фактически потерянные деньги, их никто не собирается возвращать». Разница же между траншами международных финансовых институтов в 90-х годах и нынешними правительственными вливаниями лишь в суммах, отмечает г-жа Дмитриева. «Масштабы принципиально другие, - считает она. - Тогда это были 4 млрд. долларов, а сейчас 200 млрд., то есть в 50 раз больше», - поясняет она. Получается, что соблазнов у чиновников сегодня раз в 50 больше, а устоять перед ними в 50 раз сложнее.

Подавляющее большинство россиян поддерживает упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов различных уровней и других «специальных субъектов» - сенаторов и судей. Если раньше для такого преследования требовалось заключение Верховного суда о том, что в действиях «спецсубъекта» есть признаки преступления, то теперь необходимо только согласие коллег подозреваемого на лишение его неприкосновенности. Соответствующие поправки еще в конце минувшего года одобрила Госдума.

Как выяснил ВЦИОМ (Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения), 85% россиян в той или иной степени уверены, что такое упрощение поможет борьбе с коррупцией. Из них более половины (56%) полагают, что мера будет действенной, а 29% уверены, что она скорее будет способствовать борьбе с коррупцией. Только 7% считают, что эта поправка неэффективна, и 8% затруднились ответить. Социологи отмечают, что с наибольшим энтузиазмом нововведение восприняли представители бизнеса. Из них 71% убеждены, что данная мера окажется действенной, и 24% полагают, что упрощенный порядок привлечения к ответственности скорее будет способствовать эффективной борьбе с коррупцией. Всего 5% сомневаются, что толк от нововведения будет. По данным исследования, наиболее благосклонно к поправке отнеслись жители Сибирского (61%), Приволжского (61%) и Дальневосточного (60%) федеральных округов. Меньше всего положительных результатов ждут в Уральском федеральном округе - 29% поддержки. И 18% респондентов из этих регионов полагают, что названная мера не будет способствовать более эффективной борьбе с коррупцией.

 В настоящее время сохраняется высокий уровень коррупции в российском обществе. Коррупция поразила практически все сферы общества: образование, медицину, бизнес и, конечно же, в первую очередь, государственный аппарат. Коррупционные правонарушения представляют реальную опасность для конституционных прав отдельных граждан и для всего российского общества в целом. Публикуемые в средствах массовой информации данные о масштабах коррупции в России подтверждают этот вывод. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. степень коррумпированности государственных чиновников составляла около 60% от общего их числа1, российские граждане отдавали в виде взяток более 36 млрд. долл. США в год, и к этому процессу оказались приобщены более 55 млн. Работа по созданию и совершенствованию отечественной антикоррупционной законодательной базы ведется не только на федеральном уровне, но и в субъектах федерации, причем, как нам представляется, даже более плодотворно.

Следует отметить, что в Республике Башкортостан еще 13 октября 1994 года, впервые среди субъектов РФ, был принят Закон РБ «О борьбе с коррупцией», заложивший основные принципы и пути противодействия коррупции в регионе и, безусловно, сыгравший позитивную роль в предупреждении правонарушений коррупционного характера. Закон действовал на протяжении более чем десяти лет, до тех пор, пока его действие не было приостановлено, поскольку отдельные его положения вошли в противоречие с федеральным законодательством.

В рамках данного проекта в Госсобрании РБ в феврале 2004 года прошел международный «круглый стол» на тему «Региональная антикоррупционная политика: опыт европейского сообщества и Республики Башкортостан», ставший значительным событием в общественно-политической жизни республики.9 Данный закон установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, установил основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определил меры по ее профилактике, установил специальные требования к государственным и муниципальным служащим.

 В законе закреплены обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Дано определение понятия «конфликта интересов» на государственной и муниципальной службе, а также закреплен порядок его предотвращения и урегулирования. Предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора, а также ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» и присоединение России к международным конвенциям о противодействии коррупции повлекло целую волну изменений и дополнений в ряде законодательных актов. Изменения в законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» заключались прежде всего в том, что в нем были определены меры по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе.

В соответствии с новой статьей 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» работодатель муниципального служащего обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (т.е. противоречия между личной материальной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования), вплоть до отстранения муниципального служащего от должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания. Установлено также, что для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Большинство рассматриваемых преступлений могут быть совершены только путем действия и лишь деяния, предусмотренные ст.ст. 285, 287, 293 УК РФ, могут совершаться как путем действия, так и бездействия. Развернутое понятие должностного лица дано в ч. 1

 Примечания к ст. 285 УК РФ. Согласно ему, должностными признаются лица, которые постоянно временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях.

Следует отметить, что некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей совершают юридически значимые действия, т.е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

 В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т.п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК РФ.

 Представляется необходимым более детально рассмотреть правовую характеристику взяточничества. Получение должностным лицом взятки за совершение определенных действий или несовершение определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ст. 290 УК РФ) -наиболее распространенный и опасный вид злоупотребления должностного лица своим служебным положением и одной из форм коррупции. Зачастую именно через такой подкуп и осуществляется способствование должностного лица деятельности организованных преступных группировок. При характеристике опасности взяточничества нужно иметь в виду, что это преступление очень слабо раскрывается и имеет большую латентность. По некоторым данным, в поле зрения правоохранительных органов попадает от 0,1 до 2% случаев фактически совершаемого взяточничества. Работники каких служб чаще берут взятки? По опубликованных данным, 47% взяточников составляют сотрудники милиции и таможни, 35% - ГАИ, 29% - суда и прокуратуры, 27% - сотрудники высших государственных органов управления и 18% - у сотрудники местных органов управления.

Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.18 Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны иметь денежную оценку.

Таким образом, указание на имущественный характер взятки означает, что приобретенная должностным лицом выгода заключается в получении услуг по обычной либо заниженной цене при том, что при обычных условиях (если бы взятка места не имела) все то же обошлось бы чиновнику дороже. Ранее в судебной практике нередко прекращались уголовные дела в отношении тех, кто передал или получил в качестве взятки самые незначительные ценности, например, цветы, конфеты, недорогое шампанское. Однако уже более ценное спиртное считалось предметом уголовно наказуемой взятки.

 С появлением нового гражданского законодательства право применительная практика была серьезно дезориентирована. Статья 575 ГК РФ устанавливает: не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в частности, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Получается, что дарить в указанных пределах можно именно в связи с должностным положением служащего и исполнением им своих обязанностей.

Однако независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос: как квалифицировать действия посредника, через которого взятка может быть получена и передана? Эти действия нельзя оценить по «самостоятельной» статье УК РФ. Общее правило в этом случае следующее: уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ. Соответствующее разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г., означает, что в каждом случае следует устанавливать, кому оказал пособничество посредник - взяткодателю либо взяткополучателю, совокупность пособничества одновременно и в даче, и в получении взятки исключается.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда руководитель организации поручает своему подчиненному для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку.

В ч. 2 ст. 290 УК РФ и ч. 2 ст. 291 УК РФ предусматривается ответственность за квалифицированные виды преступлений, соответственно за получение и дачу взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие) (совершение заведомо для взяткодателя незаконных действий (бездействия)). И если под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, то под незаконными действиями должностного лица - неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по ч. 2 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.).

 В ч. 3 ст. 290 УК РФ содержится указание на такой особо квалифицированный вид преступления, как получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. В случае получения взятки указанными лицами организатор, подстрекатель и пособник как соучастники этого преступления несут ответственность по ст. 33 УК РФ и ч. 3 ст. 290 УК РФ. Суперквалифицирующим видом преступления (ч. 4 ст. 290 У К РФ) является: получение взятки а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере.

Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.

Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Определение крупного размера взятки дано в примечании к ст. 290 УК РФ: крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. рублей.

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Сообщение взяткодателя (письменное или устное) о даче им взятки должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки или коммерческом п В настоящее время, лишь в случае, когда лицо не имеет иной возможности защитить свой правоохраняемый интерес, кроме как посредством передачи требуемой чиновником взятки, т.е. налицо состояние крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), оно должно признаваться потерпевшим, и ему и возвращаются переданные под воздействием вымогательства взятки ценности. 

В сельском поселении Дмитриевский сельсовет принято Постановлениеи постановление  № 24 от 03 октября 2012 года «О комиссии по противодействию коррупции в сельском поселении Дмитриевский сельсовет муниципального района Зилаирский район РБ» утверждены состав по противодействию коррупции  и Положение о ней. Сегодня ясно, что только объединение усилий государственных органов, общественных институтов, граждан будет способствовать более эффективной реализации ключевых положений Национального плана противодействия коррупции, Федерального закона «О противодействии коррупции», обеспечивая раннее выявление и устранение из действующих нормативных правовых актов и их проектов факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий . 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0